Полеты красных пиджаков
Не всякое предложение модельера становится модой. И дело не в том, что
частота смены представлений общества о красоте измеряется не сезонами, а
эпохами. И даже не в том, что людям проще поклоняться только иконам,
хотя и сотворенным рекламой. Всякие изменения дискретны, но предчувствие
момента их наступление, этого приближения превращения предшествующих
накоплений в новое качество дано лишь художникам и философам в силу
астральной связи этих медиумов с вселенским разумом. В любом случае,
свежий мазок кисти художника-модельера, объединивший изящность с
практичностью – это искусство, которое общество хочет видеть. Но станет
ли новая дизайнерская форма модой – определяет не столько дотоле не
сформулированная потребность общества, сколько богоподобие маэстро и
интуиция большого капитала. Того самого, что всё решает за нас. Хотя,
конечно, дизайнеры одежды, как те энергетические вампиры, подпитываются
от идей друг-друга. В любом случае обязательным условием того, что
модель станет модной является ее существенное медийное продвижение. В
Интернете, этой большой песочнице для любителей выдумывать, спорить и
бахвалиться, ходит немало фэшн-мифов, часто противоречащих друг-другу. В
истории с модой на пресловутые красные-малиновые пиджаки в России 90-х
можно наблюдать такие вот линии фантазий:
 |
Один из российских персонажей просто-таки уверен, что
мода на красные пиджаки в России пошла именно после его
поздравления на ТВ с 1994 годом. Хотя двумя годами раньше
новогодним же поздравлением на ТВ, и тоже в красном пиджаке,
отметился куда более элегантный и харизматичный Михаил
Задорнов. |
 |
Другая распространенная версия, что всё это – детище Дома
Versace, берущее начало с показов 1992 года на Неделе
высокой моды в Париже. Хотя, если вспомнить факты, очередная
волна «красного» в Париже накатила в 1987 году стараниями
Cristian Lacroix и уже к 1989 году повсеместное мелькание
красного основательно парижанам надоело. |
 |
Российский фан-клуб магического Versace узрел истоки явления
в рекламных фото знаменитого Брюса Вебера, относящихся к
моде на весну-лето 1989 года. |
 |
В процессе нашей работы над образом разрываемого любовными
противоречиями персонажа спектакля «Карманный театр»
(Ленком, 1987 год), воплощенного Александром Абдуловым,
костюмное решение пришло единственное адекватное: удлиненный
свободный ярко-красный пиджак. Разумеется, этот пиджак
остался лишь театральным реквизитом. В этом смысле,
наверное, и Слава Зайцев никогда не стремился сделать эти
пиджаки предметом массового вожделения, ибо всегда работал
на индивидуальность своих заказчиков. |
Парадокс, но в период «лихорадки» пресловутый красный пиджак для мужчин
воспринимался как «статус-оболочка», в то время как для женщин
оставался, практически аксессуаром. Самое смешное, что красный цвет дан
человечеству с незапамятных времен. И присвоенных за всё это время
символических смыслов этому цвету несть числа. А красные балахоны
палачей, красные кафтаны стрельцов, красные камзолы офицеров и красные
ливреи привратников – всё это было скорее модой, чем униформой. Так что
спорить здесь не о чем.
Первые
балахоны Пугачевой
Устоявшийся сценический облик Аллы включает неизменное платье-балахон. А
ведь когда-то и для неё всё было впервые. И не только её конституция и
комплексы тому причиной, но и театральная насыщенность исполнения песен,
требующая большой свободы для движений и жестикуляции. Безразмерный
рукав был ещё у того платья, в котором Алла пела «Арлекино» на «Золотом
Орфее» в 1975 году. Но в 1977 году, наверняка по просьбе А.Стефановича,
Слава Зайцев предложил певице радикально решить вопрос эффектной и
одновременно свободной одежды. Для съемок одного из фрагментов фильма
«Женщина, которая поёт» (песня «Да»), Слава придумал самый первый из знаменитых балахонов из
ярко-красного батика. Надо заметить, что благодаря Ив Сен-Лорану, в те
поры балахоны уже стали модной формой.
 |
 |
 |
Съемки фильма проходили в 1977-1978 г.г., а прокатная
премьера по причинам идеологического характера (из-за
Александра Зацепина) состоялась лишь 5 марта 1979 года. |
 |
 |
В этом же любимом платье от Зайцева Алла Пугачева выступала
на заключительном концерте «Песня-1977», съемки которого
проходили 10 декабря 1977 года в Останкино.
В телевизионном фильме эстонского телевидения «Театр Аллы
Пугачевой» (реж. Тоомас Ласманн), дебют которого состоялся
06.01.1979 г., а сам фильм скомпонован из июльского 1978 г.
концерта на Певческом поле в Таллине, студийных съемок и
августовского выступления в Сопоте, использован как красный
балахон от Зайцева, так и малиновый. |
 |
 |
На известных фотографиях Валерия Плотникова (сделанных в
1978 г. для обложки сентябрьского номера журнала «Советский
экран») то самое красное платье от Зайцева. Обратите
внимание на конструкцию подсобранных плечиков. Возможно,
наряду с новым малиновым, оно прозвучало бы и на
«Интервидении-78» в Сопоте. Но … по существующей версии,
платье было украдено. |
Балахон новой конструкции (без плеч, с ниспадающими складками) и
расцветки (черная и красная тушь с малиновым оттенком), придуманный
Шешуновым для участия Аллы Пугачевой на фестивале песни в польском
Сопоте, после утверждения сделанного модельером в мае 1978 года эскиза, был пошит из
шифона (изначально белого цвета) портнихой Любовью Аксеновой. Использованная техника окраски тушью с использованием утюга также
была посоветована А. Шешуновым.
 |
Это же платье чуть позднее было использовано при съемках
фильма «Пена» (режиссер А.Стефанович), вышедшего в прокат в
1979 году. В нём же Пугачева снялась в 1979 году в фильме
украинского телевидения «Автограф». Также в фильме
засветился цветастый, абстрактно раскрашенный сарафан
(первый от Е. Пелевиной?) для «Звёздного лета». |
 |
На фотографии А. Найденова (на сайте visualrian.ru событие
датировано почему-то 01.01.1979 г.) Пугачева в Театре
эстрады в том же малиновом платье-балахоне от Александра
Шешунова |
Для первого сольного спектакля А.Пугачевой «Женщина, которая поёт» в
Театре эстрады в 1979г. были сделаны и другие сценические наряды, работа
над которыми началась в январе того же года. Кроме того, Александром
Шешуновым были разработаны и раскрашены в этой технике (запаривание туши
утюгом) рубашки с воротником-шарфом для группы «РИТМ» (руководитель
Александр Авилов) и сценография-декорации для сцены.
Очное знакомство
модельеров (В.Зайцева и А.Шешунова) состоялось лишь в 1980 году.
Теперь
о мифах на тему всех этих балахонов, порожденных спешкой журналистов и
недостаточной осведомленностью публики:
Миф 1. В изложении Любови
Яковлевны Аксеновой на сайте «Любакс» и ряде интернет-площадок версия о
происхождении сопотского балахона для Пугачевой выглядит буквально так:
«Привозит мне Алла пятнадцать метров белой ткани и говорит: «Делай, что
хочешь, послезавтра я улетаю на конкурс в Сопот». Стала я думать. Просто
вечернее платье, классическое, для нее, по-моему, не подходит никак. Ее
стиль другой, нетрадиционный, немного сдвинутый, что ли. Решила ткань
покрасить: снизу черным, а дальше разными оттенками красного. Но
совершенно при этом забыла, что назавтра выходной и красильный цех на
«Мосфильме», где только и можно быстро покрасить такое количество ткани,
закрыт. Побежала в соседнюю парикмахерскую, выпросила у них три литра
денатурата (говорю: спасайте советскую эстраду!) и взялась за дело.
Развожу тушь денатуратом, лью на ткань, закрепляю горячим утюгом. Через
некоторое время начала кружиться голова, еле на ногах стою. Короче,
отравилась. Все же с грехом пополам доделала, заложила складки на
плечах, сшила. Утром посмотрела и пришла в ужас: все испортила!
Получилось что-то невообразимое. Приехала к Алле сама не своя, а она и
без меня расстроена: парикмахерша ей волосы «химией» сожгла. Надела она
этот балахон и как закричит: «Люба! Я спасена, ты гений!» Я решила, что
она смеется надо мной или жалеет. Боялась даже взглянуть. А она давай
это платье крутить-вертеть, меняться на глазах. То поднимет черным краем
к лицу — трагическая певица. То разведет руки — алый цвет играет, и
напевает куплет из «Арлекино».
Напомним, XVIII Международный фестиваль
эстрадной песни «Интервидение-78» в Сопоте проходил 23-26 августа 1978 года,
а конкурсной песней была «Всё могут короли». Возможно ли вообразить, что
вполне себе серьёзная женщина, изначальный фаворит конкурса, имеющая
продюсера и директора, будет спешно шить сценическое платье прямо
накануне отъезда ???!!!
Миф 2. Даже на интернет-площадках,
специализирующихся на теме моды, время от времени появляются материалы,
в которых авторство сопотского балахона приписывается Славе Зайцеву.
Между тем, различие этих платьев бросается в глаза даже непрофессионалу.
Миф 3. Интернет пестрит информацией
и о том, что «легендарный» балахон Пугачевой придумала модельер Елена
Лолиевна Пелевина. Разумеется, можно допустить и это, но только в
случае, если 1980-й (когда для песни «Маэстро» был пошит пёстрый
балахон) или 1987-й год (которым автор датировал безразмерный сарафан из
черного шелка, расписанного цветами, и регулярно именуемый «знаменитым
балахоном») в природе наступает раньше 1977-го. Хотя сотрудничество Аллы
и Елены началось ещё до появления В. Зайцева, все предыдущие наряды от
Пелевиной – это были традиционные длинные романтические платья.
 |
 |
 |
Известный сарафан «Лето,
ах лето!» из шёлка от Е. Пелевиной. Автор датировал его 1987
г. |
Черное платье-балахон на
передаче «Песня-1979» для песни «Звездное лето». Возможно,
тоже от Е. Пелевиной. При моделировании вместо акцента на
слово «лето» сделан упор на «звёздное». Вряд ли это удачно. |
Балахон от Е. Пелевиной для песни
«Маэстро» на съемках Голубого огонька 1980-1981 г. |
Миф 4. Оказывается, к перекраске знаменитого красного балахона Пугачевой
(которого из них?) имеет отношение бывшая домработница певицы Людмила
Ивановна Дороднова. Вот как звучит её версия:
- «Сама же работа у Аллы
началась с довольно забавного случая. Спрашиваю водителя Толю, где у
Аллы костюмы. Он на кофр алюминиевый указывает. Открыла я этот кофр и
чуть с ума не сошла: там и обувь мужская какая-то валяется, и балахон ее
знаменитый черно-красный скомканный. Беру я его, а он совсем уже выцвел.
Решила я его освежить: повезла к подруге (сама-то в коммуналке жила,
негде там было всем этим заниматься). Купили мы краски и тушь и всю ночь
раскрашивали это платье по-новой, утюгом краску приглаживали, чтоб
держалась. И платье стало как новенькое!»
С учетом того, что прием в
«костюмеры» к Алле состоялся не раньше 1979-1980 года (сама Люся
путается в датах), когда красное платье от Зайцева уже пропало,
описанный процесс - такая же фантазия, как и возможность
самостоятельного решения домоуправительницы о перекраске сценического
костюма певицы.
Миф 5. Правильнее сказать, что это путаница. Знаменитый
музыкальный художественный фильм «Женщина, которая поёт» и одноименный
спектакль Аллы Пугачевой, стартовавший в Московском театре эстрады
практически одновременно с выходом в прокат фильма, с точки зрения
костюмного оформления – две большие разницы. К фильму Александр Шешунов
отношения абсолютно не имеет, а вот спектакль костюмировал именно он.
|